Опрос 1

Опрос экспертов принимающих решения о заказе сейлз-тренингов: «Необходимые изменения для сейлз тренингов в 2020 году». Украина, Февраль 2020. Сергей Жарков. В опросе приняли участие 40 экспертов из различных областей Украины, влияющих на решения о заказе сейлз-тренингов и программ обучения, проводимых в их организациях. 93% участников опроса - старше 35 лет. И 67% респондентов работают более 5лет в одной компании (знают о влиянии бизнес-условий за последние годы и имеют опыт оценки результатов от ранее проводимых тренингов и программ обучения сейлзов). Распределение в равных долях между 4-мя видами деятельности: дистрибуция, производство, представители брендов, услуги. Распределение в схожих долях между размером сейлз команд: 35% экспертов с отделом продаж до 10 человек сейлз, 20% с отделом продаж до 50 человек в сейлз, 20% до 100 человек в сейлз, 25% торговый отдел до 500 человек в сейлз. Отрасли: 21% FMCG 14% промышленность (машиностроение, природные ресурсы) 11% финансы и страхование 9% медицина 9% ритейл 9% строительство/девелопмент 9% услуги (юридические, подбор персонала, недвижимость) 7% ИТ 6% общепит/рестораны 5% агропромышленность В исследовании не приняли участие эксперты из гос. сектора, шоу бизнеса, туризма и др. 18% участников указали на то, что регулярно (ежемесячно) целенаправленно изучают разработки и исследования в направлении обучения и тренинга сейлз персонала. При этом 63% указали, что хотели бы чаще изучать новшества и тенденции из области сейлз тренингов напрямую от тренеров и экспертов в данной области. Основные факторы, повлиявшие на бизнес-процессы в сейлз отделе и результаты компаний в 2019: • Цифровизация большинства бизнес-процессов; • Новые «ценности миллениалов» в поведении украинцев; • Отток специалистов из страны; • Рост цен на сырьевом рынке; • Ограниченный доступ к финансам; Большинство экспертов указали, что для сохранения текущего рыночного положения их компаний будут наиболее полезными следующие 4 инициативы: • Автоматизация/диджитализация процессов реагирования на изменения в правилах, спросе, контакте с покупателями; • Развитие уникальной организационной культуры (для удержания персонала, вовлечения в продукт, отстройки от конкурентов); • Переход к процессному управлению, вместо функционального – забота о цепочках создания ценности для клиентов; оптимизации эффективности (затрат) по всему процессу создания финального продукта/проекта; • Выявление новых высокомаржинальных рынков/ниш/продуктов с потенциалом роста и низким уровнем конкуренции. Для этого нужны новые подходы к организации сотрудничества между сотрудниками отделов и уровней в компании, чтобы влить жизнь в новые очевидные, но пока невостребованные возможности. При высоком уровне понимания участниками опроса, пользы от использования технологий, инновационных подходов в бизнес-процессах, мне показались любопытными взгляды экспертов на практический аспект внедрения таких преобразований: 42% экспертов считают не критически важным использование бенч-маркинга (ориентация на достигнутые нормы по операциям у лидеров). Думаю, явно об этом аспекте стоит задуматься детальнее. Диджитализация основывается на цифрах и измерениях. Борьба идёт за десятые части от 1%, а не за единицы или десятки %. Работать без ориентировки на показатели, достигнутые у лидеров – путь «жить в своей скорлупе»; 34% экспертов считают важным шагом для 2020-го сократить в компании кол-во сейлз персонала с уровнем подготовки «торговый агент» и увеличить количество сейлзов с уровнем подготовки «менеджер по продажам». Более 42% считают, что не стоит сокращать кол-во низкоквалифицированного персонала уровня «торговый агент» в 2020 году. Не скрою, меня удивили данные цифры. Перепроверял: цифры точные, вопрос понят верно, ответы осознанные. Возможно, эксперты воспринимают данную потребность в сокращении низкой квалификации у сейлзов как шаг к сокращению персонала? А со многими налажены длительные человеческие отношения. Поэтому и не хотят инициировать изменения. Хотя это не точно. Возможно, причина кроется в отсутствии уверенности, а какой должна быть квалификация у сейлзов «менеджер по продажам». Создастся ли по итогу прирост в обороте, или только увеличится фонд оплаты? Дополнительно буду разбираться в этом пункте, почему же около 60% экспертов пока не готовы к шагам для качественного повышения умений и навыков у низкоквалифицированных сейлзов своей компании. 34% экспертов готовы и хотят закрывать новые позиции в сейлз, используя кадровый резерв. 39% считают лучше, что обойтись без кадрового резерва для закрытия позиций в сейлз. Удивляет, что практически 40% экспертов разуверились в инструменте «кадрового резерва» для сейлз. Возможно, таким образом хотят усилить команду «молодой кровью», которые без конфликта готовы использовать цифровые инструменты в процессе продаж: контент в соц. сетях, плагины и приложения, системы crm, удаленное взаимодействие. Постараюсь узнать, почему не удаётся перестроить работающих сейлзов на использование современных инструментов и тем самым готовы закрывать руководящие позиции в сейлз людьми не из культурной среды компании. Возможно, иная причина такого отношения к использованию «кадрового резерва». Выясню – поделюсь ;). 80% экспертов согласны с тем, что следует уделить больше внимания развитию у сейлзов навыков по построению эмоциональной связи с их клиентами: раппорт, доверие, дружба. 68% экспертов сходятся во мнении, что функцию оценки результатов сейлзов стоит переводить в цифровой формат с беспрерывным обновлением достигнутых показателей. В этом аспекте беспрерывной демонстрации достигнутых показателей – очень познавателен эксперимент по мотивации мед. персонала мыть руки. При встрече обязательно ознакомлю ;) 69% поддерживают процесс внедрения в практику сейлзов навыков коучинга на замену былого «армейского» супервайзинга. 67% уверены в пользе использования сейлзов с «линии продаж» для поиска прорывных инноваций и точек отличия для компании. Полезно выстроить процесс обмена такой информацией и мотивации к участию в ней. Показатели, которые используются экспертами для контроля эффективности сотрудников отдела продаж: 30% используют эффективность 1-го сотрудника (оборот / кол-во сотрудников) 18% - загруженность (к-во клиентов / к-во сотрудников) 16% - стоимость сотрудника (расходы / выручку) 8% - текучесть кадров Остальные ответы разрозненные и не составили более 1%. Это удивительно. Уверен, что большинство из респондентов знакомы с более глубокой метрикой для оценки эффективности сейлзов. Но, почему-то, пока предпочитают обобщенные показатели. Понимая, что та же эффективность - мало в реальности даёт конкретики для управления. Наоборот - могли повлиять одновременно: реклама, цена, сезон, …активность конкурентов и т.д. В эпоху оцифровки рутинных операций и увеличения пропускной способности для обработки цифр – будет полезным иной уровень детализации. Образно выражаясь, перейти от «практики костоправов к нано-генной инженерии и нано-технологии». Без группировки клиентов по паттернам поведения, базы триггеров «входящих»/«догоняющих» . Использование цифровых каналов/ПО/платформ в практике работы с сейлзами: 26% мессенджеры (Viber, Telegram, Skype…) 14% соц.сети 11% специализированные платформы (work.ua, rabota.ua т.д) 10% на базе crm программ (Битрикс, 1С, ин-хаус разработки) другое не более 1% Как видим, на текущий момент цифровые инструменты при взаимодействии с сейлзами наиболее активно используются как средство обмена информацией (посмотрели, лайкнули и т.д). Есть потенциал расширения опыта в направлении: постановки целей и фиксирования динамики исполнения, выявление узких факторов влияния на общие результаты т.д. Для каких задач в работе с сейлзами эффективнее использовать цифровые инструменты, нежели привлечение живых тренеров. 1. Опрос мнения, сбор информации; 2. Ознакомление с историей бизнеса, брендов, товаров; 3. Оценка знаний (о продукте, о клиенте…); 4. Демонстрация достигнутых результатов; 5. Демонстрация лучших примеров; Когда эффективнее использование живых тренеров: 1. Соединение личных целей сейлза и целей компании; 2. Преодоление барьеров в поведении, ценностях; 3. Эмоциональная встряска перед сезоном активных продаж. В каком случае внешний тренер, а не «своими силами» (ответы лидеры): • Внедрение нового специфического навыка, которого у нас нет; • Тренировка качества в навыках, а не просто представление, знание о них; • Не предвзятая модерация, без влияния отношений внутри коллектива; • Если цифры всё-таки показывают, что сами не достигаем роста. Идеальный процесс подстройки тренинга в 2020 (наиболее повторяющиеся ответы): 22% общение с топами/владельцами (ибо решения изменений в дальнейшей практике – идут от них); 16% знать корпоративную культуру, специфику бизнеса/процессов, наш предыдущий опыт; 11% реально оценить, что можно внедрить на данной фазе в организации, а что нет; 8% составить запрос на тренинг, чтобы потом можно оценить «попали или нет», какие показатели; 8% больше практических занятий для решения проблемы. Предпочитаемый формат данных о результативности тренинга для 2020г.: 46% динамический отчёт по показателям: до / после / +6мес; 33% эмоциональное состояние участников (обратная связь от участников); 21% разовый отчёт о том, устранена ли проблема. Предпочтение продолжительности программ тренингов и развития сейлз персонала: 58% разработка долгосрочной программы с периодическими адаптациями, корректировками; 40% проведение разовых краткосрочных тренингов под проблему; ВЫВОДЫ «ПО ГОРЯЧЕМУ»: 1. Изменения внешних деловых условий признают все эксперты, и обладают схожим взглядом на необходимые шаги для деловой адаптации бизнеса их компаний; 2. При этом, отметил присутствие внутреннего психологического сопротивления к введению в практику новых стандартов в работе сейлзов - нежелание большей детализации в процессах, новых ритмов в операциях; 3. Необходимо решать задачи с принятием коллективом изменений: сокращения позиций, смены функций, использование новых инструментов, работа в новом ритме и стиле; 4. Необходимость перевода умений сейлзов от механичности при контакте с клиентами по чёткому сценарию/скрипту в сторону вариативности подходов с выстраиванием глубоких эмоциональных связей; 5. Отдельно требуется углубленное изучение вопроса о новых показателях для результативности работы сейлзов и норм для этих новых показателей. Дальнейшие корректировки в обучение, постановка целей, при более глубоком использовании цифровых данных с показателей. Друзья, искренне признателен, за ваше содействие! Безусловно, данная информация не стала прожектором или факелом. При этом мы всё-таки приподняли занавес, который был между нами и ненужным образом отделял меня, как исполнителя - от ваших задач, как у заказчиков. Благодаря Вашим ответам и рекомендациям я понял, ЧТО и КАК корректировать, прорабатывать. В ближайшее время, продемонстрирую полезные варианты новых программ и методик развития сейлз персонала в новых деловых условиях 2020го. С горячим уважением, Сергей Жарков! +38050 888 888 7

опрос 2

messages